Финансовый аудит автономных учреждений

Автономными учреждениями считаются те некоммерческие организации, которые создаются с целью оказания услуг в сферах спорта, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты и в других областях, указанных в законе РФ от 03.11.06 №174-ФЗ. Этот же документ содержит информацию о том, что подобные организации обязаны вести открытую и доступную годовую бухгалтерскую отчетность. Таким образом, несмотря на тот факт, что Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» не включает автономные учреждения в список объектов, которые подпадают под обязательный аудит, проводить у них проверки законно и необходимо.

Целью такого аудита является контроль финансовой отчетности и правильности ведения бухгалтерии. В ходе этой процедуры рассматриваются следующие моменты:

- насколько правильно в отчетах отражены целевые выплаты и поступления;

- верно ли производится учет доходов и расходов от коммерческих операций;

- разделены ли в отчетах коммерческие и некоммерческие операции;

- каковы способы формирования капитала;

- ведется ли учет совершения крупных сделок;

- правильно ли оформлены денежные операции при оказании услуг;

- каким образом учитывается финансовое обеспечение основателя.

Внимание может быть уделено и другим видам операций, например, оборотным и необоротным активам, учету основных средств, операциям по вложению финансов, первичным документам по оплате труда сотрудникам организации.

Аудиторский контроль на предприятиях подобного типа имеет и свои особенности в силу специфики ведения бухгалтерской и финансовой отчетности. Так, если за определенный период отсутствуют сведения об изменении величины капитала или же каких-либо передвижениях денежных средств, то допускается, что в бухгалтерской отчетности их можно не представлять.

Расходы на аудит автономных учреждений в основном не являются субсидированными для учредителя. Обычно организация проводит их за счет собственных средств, которые поступают к ней в ходе предпринимательской деятельности. То есть, согласно ПБУ 10/994, средства, потраченные на аудиторские проверки, должны включаться  в состав расходов.

По окончании всех проверок на руки учредителю выдается официальное заключение с результатами, которое является подтверждением того, что процедура была проведена.